Открытие своего магазина для многих кажется оптимальным способом начать работу «на себя» и выйти на высокий уровень дохода. И действительно, в той или иной степени каждый человек знаком со спецификой и особенностями работы оптовых и розничных торговых предприятий. Но прежде чем приниматься за дело, необходимо тщательно продумать все нюансы, составить бизнес-план и озаботиться деталями, которым не всегда придаётся значение.
{banner_tinkoff-bank}
Выбор формата магазина
В первую очередь необходимо определиться, будет ли это онлайн или офлайн магазин. На 2021 год всё больше организаций находят преимущества в работе при помощи сети интернет. Плюсы интернет-магазина очевидны:
- не нужно арендовать или приобретать помещение;
- минимальные возможности потерь в виде краж и случайной порчи товара;
- возможность открыть онлайн-магазин с минимальными финансовыми вложениями;
- доступ к магазину у потенциальных покупателей 24 часа в сутки;
- возможность отказаться от затрат на аренду склада и персонал, так как на первых парах можно заниматься всем процессом самостоятельно;
- расширенный охват при наличии доставки: совершать покупки в магазине смогут люди из разных районов и даже городов.
Тем не менее, и минусы в таком формате работы имеются. К ним относится необходимость тщательно продуманной логистики и грамотное создание рекламы в интернет-пространстве. Кроме того потребуется полная отдача сил и времени, если магазином будет заниматься только владелец, или же обеспечение рабочих мест для сотрудников. Офлайн магазин также не теряет актуальности. В зависимости от продаваемых товаров и места расположения можно получить хороший поток клиентов, и, соответственно, высокую прибыль. Затраты на рекламу могут быть меньше благодаря эффекту «сарафанного радио», а затрат на сотрудников можно избежать первое время, если работать самостоятельно.
Необходимые документы для открытия
Код рекламного блокаИтак, что нужно для открытия своего магазина? Если этим занимается один человек, то достаточно оформить свой статус как индивидуального предпринимателя. Для регистрации потребуется:
- заявление, заполненное по установленному образцу;
- копия паспорта и ИНН;
- квитанция об оплаченной государственной пошлине в размере 800 рублей (на апрель 2020 года).
Все эти документы подаются в налоговую службу по месту регистрации предпринимателя, а вот вести бизнес можно уже в любом городе. Если магазин планируется открывать как совместный бизнес, то гораздо выгоднее с точки зрения правовой защищённости открывать ООО (общество с ограниченной ответственностью). Это потребует:
- заявление, заполненное учредителем организации;
- устав организации в 2-х экземплярах или решение о создании общества или протокол собрания учредителей;
- договор всех учредителей о создании общества;
- ксерокопии паспортов всех участников ООО;
- квитанция об оплаченной государственной пошлине в размере 4000 рублей (на апрель 2020 года).
Кроме того, потребуется ещё пакет документов, который всегда должен находиться в магазине.
- Свидетельство ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц).
- Документы ИП или ООО.
- Перечень присвоенных кодов государственного комитета статистики (госкомстата).
- Договор аренды помещения или документы, удостоверяющие право собственности на него.
- Заключение от Роспотребнадзора.
- Заключение от государственной службы пожарной безопасности.
На определённые товары могут потребоваться сертификаты соответствия, а если захочется открыть любой продуктовый магазин, то также будут необходимы:
- санитарный паспорт помещения;
- заключение от санитарно-эпидемиологической станции;
- договор на вывоз мусора;
- аттестация рабочих мест;
- оформление медицинских книжек;
- подтверждение о внесении в городской торговый реестр.
Как видно, заниматься продовольственными товарами может быть достаточно сложно с точки зрения подготовки.
Составление бизнес-плана с нуля с пошаговой инструкцией
Бизнес-план необходим для любого бизнеса и каждого предпринимателя. Он может быть как «личным», то есть составленным сугубо для собственной оценки продвижения дела, так и «публичным», то есть для привлечения инвесторов или финансов любыми способами. И если личный бизнес-план может иметь достаточно упрощённый вид и структуру, где будут отражены наиболее ключевые для бизнесмена моменты, то для инвесторов или банков стоит сделать подробный документ. На первом листе всегда располагаются данные автора и проекта: ФИО, номер телефона и адрес электронной почты, фактический адрес и город открытия бизнеса, дата составления бизнес-плана и планируемое название организации, а также финансовые данные. В них включается необходимая сумма, планируемый доход и срок окупаемости. Далее располагается краткое резюме всего бизнес-плана — вся информация о целях и задачах магазина, требуемых ресурсах и необходимой сумме, сроки возврата вложенных средств, а также предполагаемая эффективность и актуальность организации.
Следующий раздел — постановка целей, а также способы их достичь. Здесь необходимо подробное объяснение всех конкурентных преимуществ, которые позволят осуществить задуманное. Взаимосвязанными аспектами станут анализ рынка в интересующей отрасли и оценка предприятия в этой отрасли. Здесь нужно оценивать местность, покупательскую возможность населения, уровень безработицы в регионе (городе), целевую аудиторию, а также конкурентоспособность. Затем необходимо провести оценку продаваемых товаров:
- нужны ли специальные разрешения, лицензии, сертификаты;
- конкурентоспособность;
- перечень поставщиков с выгодными условиями сотрудничества;
- гарантии на товары;
- способы утилизации по истечению срока годности.
Далее следует маркетинговый план, то есть планируемые способы рекламы товаров и магазина, их стоимость и эффективность. Затем финансовый план, где подробно расписывается не только количество необходимых денег, но и планируемые прибыли, расчетные сроки погашения долгов или возврата средств, необходимые затраты на оборудование, товары, зарплаты и прочие траты. Кроме того, необходимо рассчитать срок выхода на чистую прибыль и срок достижения точки безубыточности. Заключительная часть — оценка возможных рисков и потерь, а также возможные способы обеспечения гарантий для кредиторов или инвесторов.
Финансовый план
Код рекламного блока2Финансовый план — не менее значимый документ. Именно с его помощью можно оценить рентабельность всего предприятия. В данном плане обязательно указываются следующие аспекты:
- все стартовые затраты, необходимые для открытия магазина, включая пошлины, оформление сертификатов, стоимость аренды помещения, оборудования, закупки товара и т.д;
- суммы заработных плат и обязательных платежей на месяц и на год;
- предполагаемые суммы прибыли за разные временные промежутки;
- размер чистой прибыли;
- сроки возврата заёмных денег, возможности и суммы в месяц, в год;
- убытки в связи с истечением срока годности, потери товарного вида и других проблемах с товаром;
- план на случай непредвиденных ситуаций, влекущих снижение прибыли.
Иными словами, в этот план включаются абсолютно все аспекты, так или иначе связанные с деньгами и финансовым оборотом в магазине.
{banner_gazprombank}
Подбор помещения и покупка оборудования
Помещение и оборудование во многом залог успешной торговли. В этом вопросе многое зависит от товаров, предполагаемых к продаже. Так, открытие магазина цветов потребует помещение небольшой площади (10-25 кв. м.), которое может быть расположено как в жилом доме, торговом центре, так и являться отдельной постройкой-ларьком в проходимом месте. При этом из оборудования потребуются вазы под цветы, кондиционер для поддержания оптимальной температуры, инструменты для обрезки цветов и стеллажи. А вот при желании открыть продуктовый магазин с нуля потребуются совершенно другие параметры помещений и перечень необходимого оборудования. Так, площадь должна быть достаточной для соблюдения всех санитарных норм, место — вблизи жилых домов или офисных центров, но с учётом конкурентной ситуации. Оборудования же потребуется много: морозильные и холодильные камеры, стеллажи, прилавки, печи и витрины (при необходимости изготовления продукции) и многое другое.
Выбор персонала и поставщиков
Тщательный подбор персонала требуется любой организации, будь то частный магазинчик или сетевой супермаркет. Предпочтение лучше отдавать людям с опытом работы, но они нередко претендуют на высокую зарплату. Снизить расходы можно набирая персонал без опыта, например, студентов, и обучать их в процессе работы. Однако существует риск того, что такие сотрудники уйдут на более перспективную работу, поэтому следует своевременно повышать заработную плату. Выбор поставщиков — гораздо более сложный вопрос. Оптимально работать напрямую с заводом или официальным дистрибьютором, так как зачастую у них наиболее выгодные цены. Но можно найти необходимый продукт у сторонних фирм на выгодных условиях. Необходимо обращать внимание на следующие аспекты:
- стоимость товаров;
- возможности внесения платежа (отсрочка, предоплата, оплата по факту сделки);
- логистика (поставщик доставляет товар, используются транспортные компании или самовывоз);
- минимальные и максимальные размеры партий;
- качество товара;
- возможность возврата товаров.
Некоторые поставщики продуктов забирают просроченные товары под своим брендом на взаимовыгодных с магазином условиях.
Правила подбора ассортимента
Как открыть магазин без хорошего ассортимента? Правильный выбор на этом этапе может, как обеспечить успешность, так и стать причиной неудачи. Именно для этого производится анализ рынка и целевой аудитории: магазин должен предоставлять востребованные товары по выгодным ценам. Также хорошая идея добавить в ассортимент редкие товары, которыми интересуются покупатели, но которые сложно приобрести. Это два ключевых правила: выгодные цены и желаемые товары.
Реклама магазина
Полдела открыть свой магазин, ещё полдела — как его разрекламировать. Здесь могут использоваться самые разные идеи:
- рекламные баннеры;
- раздача листовок;
- яркие вывески;
- объявления в газете;
- реклама на радио и телевидении;
- реклама в интернете;
- ростовые куклы;
- промо-акции;
- расклейка объявлений.
Только фантазия и рамки закона ограничивают способы привлечения клиентов в новый магазин. При хорошо разработанной стратегии любой человек может открыться со своим небольшим магазинчиком. Важно продумать бизнес-план, оценить финансовые риски и правильно проанализировать ситуацию на рынке, ну а дальше дело за малым.